Пятница, 29.03.2024, 14:08


Центральная детская библиотека города Мурманска

---->
Меню

Наши коллеги.Знакомьтесь

Штаб-квартира секции публичных библиотек РБА

Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека

МГОУНБ

Роза ветров. Север. Неофициальный блог Библиотеки-музея им. Н.Блинова

МГОУНБ


Поиск по сайтам публичных библиотек

Открытый доступ в библиотеке

Организация открытого доступа в детской библиотеке

               Оренбургова Е.Ю.,гл. библиотекарь отдела обслуживания МБУК "ЦДБ города Мурманска"


     Открытый доступ – форма библиотечного обслуживания, предоставляющая читателю возможность самостоятельного поиска и выбора документов в библиотечном фонде.  В последнее время существует тенденция к расширению открытого доступа к фонду библиотеки. В связи с этим возрастает потребность в использовании наглядной, то есть чёткой и понятной любому пользователю системы организации открытого доступа.Каждая библиотека должна, исходя из своих возможностей, создавать систему организации открытого доступа, не нарушая при этом прав читателей на доступность ко всему библиотечному фонду, но в то же время и сохраняя фонд для будущих читателей. С помощью открытого доступа должны повышаться оперативность и качество обслуживания читателей, полнота предоставляемой им информации.  Основной целью организации открытого доступа к фонду является повышение качества обслуживания детского населения.  В открытом доступе массовых небольших библиотек раскрывается не весь фонд, а наиболее актуальная его часть (рекомендуется выставлять от 50 до 90% изданий от общего фонда). К особо ценным и малоспрашиваемым изданиям система открытого доступа не применяется.           
            Главные принципы организации свободного доступа:

  • наглядность,
  • простота,
  • доступность,
  • логичность мышления,
  • комфортность
            Исходя из интересов пользователей, книжный фонд на абонементе можно условно разделить на три зоны:           
  • «Моментального» обслуживания, актуального обслуживания массового спроса – располагается рядом с кафедрой и включает книжные выставки, справочные и библиографические издания, литературу, сданную читателями в течение дня. Это своего рода, экспресс-обслуживание, рассчитанное на ограниченное свободное время пользователя.
  • В зоне «среднеактуального» обслуживания располагается значительная часть открытого фонда литературы. Он отвечает запросам всех групп читателей.
  • Зона «ретроспективного» обслуживания для пользователей с установившимися вкусами и привязанностями.   В фонде открытого доступа принято проводить так называемое «зонирование». Выделяют ближнюю зону, где находятся документы часто спрашиваемые, пользующиеся повседневным тематическим спросом; среднюю зону, где собраны документы, составляющие ядро фонда, и дальнюю зону, куда попадают документы редкого и единичного спроса.

Для создания комфортной обстановки и если позволяет место, то можно разместить «зеленую зону», где наряду с литературой уместно поместить поделки из природного материала, аквариум, цветы.

При организации открытого доступа, прежде всего, учитываются интересы читателей. В открытом доступе обязательно представлена ведущая тема работы, а так же краеведение.

Виды открытого доступа .

Доступность фонда может быть частичной (неполной) и полной.

Частичный доступ:
По содержанию фонда.

  • доступ к отдельным разделам фонда (например, к художественной литературе, справочной литературе);
  • доступ к литературе по актуальным темам (через организацию тематических книжных выставок, открытых просмотров);
  • доступ к новинкам литературы и т.п.

По месту хранения (размещения).

  • доступ к фондам отдельных структурных подразделений (только на абонементе или в читальном зале).

    По времени использования.

    • в специальные дни недели (ко всему фонду, к отдельным частям фонда)

    Полный доступ:

    • ко всему фонду, включая книгохранилища

    В каждой библиотеке имеются документы (раритеты, единичные экземпляры), доступ к которым должен быть ограничен. Библиотека вправе самостоятельно определять условия доступа к таким фондам для разных групп (категорий) пользователей. Эти условия должны быть четко сформулированы в Правилах пользования библиотекой или/и в других документах, регламентирующих деятельность библиотеки.

    Размещение книжного фонда – это пространственное расположение частей библиотечного фонда в целях удобного обслуживания пользователей. При расстановке стеллажей и размещении на них книг необходимо учитывать особенности зрительного восприятия людьми предметов. Так,стоящие вплотную друг к другу стеллажи воспринимаются многими читателями как единое целое, и, по их мнению, книги должны быть расставлены по горизонтальному уровню, проходящему через стеллажи. Специалисты же рассматривают каждый стеллаж как отдельную единицу и располагают книги по вертикали, начиная с верхней полки. Для исключения иллюзии цельности объекта в организации открытого доступа рекомендуется стеллажи расставлять с видимым интервалом.

    В практике используются различные приемы расстановки стеллажей, исходя из отведенного места:

    • «ёлочкой» – стеллажи стоят парами под постоянным углом друг к другу;
    • «салонная» – под углами друг к другу, в результате чего выстраиваются многоугольные отсеки;
    • «веерная» – стеллажи установлены под одним углом в несколько рядов;
    • «радиусная», или «лучевая» – расходятся несколькими радиусами (лучами) от одного центра;
    • «зигзагообразная» – удобно использовать, когда стеллажи стоят вдоль стены. Исходя из отведённого места, стеллажи расставляются в наиболее доступном и освещённом месте.
      • В стремлении увеличить пространство и найти оптимальное решение для того, чтобы читателю было удобно, стеллажи рекомендуют расставлять при обычной расстановке рядами, при норме в открытом доступе 1 м. от одного ряда до другого, три стеллажа занимают больше места, чем одна «звездочка» (одна «звездочка» – это шесть сторон метровых стеллажей). Кроме экономии пространства появится еще возможность побыть наедине с книгой: читатели распределятся по своим интересам в «звездочках» и не будут мешать друг другу. В каждой «звездочке» можно поставить банкетку (стул, кресло), чтобы читатель мог расположиться у стеллажа и при этом не препятствовать доступу других: данная расстановка стеллажей позволит обходить их свободно.  

        В последние годы в результате обмена опытом с зарубежными коллегами и изучением законов эргономики, особенностей визуального восприятия, библиотекари стали использовать круговую или зигзагообразную композиции. У них имеется ряд плюсов. Эти композиции создают у детей ассоциативные игровые эффекты, а также снимают ощущение монотонности. Овал или мягко закругленный зигзаг, как известно, визуально воспринимаются более благоприятно, чем прямоугольные формы. К тому же они создают возможность, просматривая книги, побыть наедине с собой, отдохнуть после трудных уроков. Эффект уединенности играет важную релаксационную роль. К тому же он служит фактором привлечения детей в библиотеку: ребята психологически отделяют ее от других составляющих учебного процесса, где всегда присутствует элемент диктата. С другой стороны, такого рода композиции позволяют детям, подросткам воспользоваться преимуществом неформального общения, например, поболтать с подружкой, встретиться с приятелем-старшеклассником. Фонд свободного доступа реально предоставляет пользователям свободу выбора поведенческих cценариев.

        По мнению немецких коллег при организации фонда стеллажи предпочтительней ставить вдоль стен, освобождая середину помещения. Такая композиция действует успокаивающе и приобретает внутреннюю целостность. Это куда более привлекательный для ребенка и взрослого вариант, чем длинные, однообразные ряды стеллажей.

Вариант расстановки стеллажей по стенке на абонементе             Фото из архива ЦДБ

Оформление книжного фонда в открытом доступе.

При полном или значительном раскрытии книжный фонд расставляется согласно ББК с указанием шифра данного раздела. В детских библиотеках часто используется метод тематической расстановки литературы в открытом доступе.Для раскрытия фонда большое значение имеют разделители и подписи (заголовки) на стеллажах. Наглядность – главный принцип оформления. Полочные разделители должны быть красиво, эстетично оформлены, все подразделы темы можно выделить одним и тем же цветом, использовать фотографии, рисунки, предметы, игрушки и пр. На полочных разделителях наряду со словесным определением темы раздела можно поместить рисунок, выражающий ключевое понятие темы.

В детских и школьных библиотеках используют разделитель-маркер. Его задача – притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу – чаще всего видному писателю или ученому, о которых в библиотеке имеется немало книг. Поэтому разделители здесь могут быть цветные или с крупными рисунками, портретами, фотографиями и пр. Разделители можно сделать и объемными. Тогда они принимают форму домика, животного, героя сказки. И хотя такие разделители, порой сотворенные из ватмана, недолговечны, но рекламно-информационную задачу свою выполняют.

Желательно, чтобы содержание стеллажа также раскрывали, рекламировали броские заголовок и/или рисунок на его торце.Здесь можно разместить планшеты или мягкие холщовые сумки со своим логотипом. В них вкладывают аннотированные закладки с кратким рекомендательным списком документов (книг, статей, адресов сайтов в Интернете) по какой-либо теме, буклеты, приглашения на библиотечные мероприятия.

На книгах одной темы можно делать сиглы (полоски) одного цвета с заголовком (удобно искать и расставлять).

Можно использовать различные вспомогательные средства для рекламы библиотечного фонда: схема его размещения, реклама фонда ОИЕФ, медиатеки и других отделов библиотеки, обращения к читателям, памятки, листовки и др.

Вариант оформления схемы размещения литературы на стеллажах в Центральной детской библиотеке        Фото из архива ЦДБ

В практике работ библиотек существуют многообразие форм привлечения внимания читателей к литературе: закладки с надписью «Советуем почитать», «Это интересно!», «Предлагают читатели», «Книги, сданные сегодня», «Рекомендуют читатели», «Новинка сезона» и пр.

Хорошо, когда цветовая гамма, используемая при оформлении фонда, для маркирования его разделов, сочетается с общим цветовым стилем, принятым в библиотеке. Напомним о некоторых особенностях восприятия того или иного цвета. В детской библиотеке лучше использовать насыщенные, теплые тона, допустим, разнообразные оттенки бежевого и розового цвета, или пастельные мягкие краски (светло-серый, оливковый, нежно-голубой).При этом предпочтительно избегать пестроты, а также сочных красок (все оттенки ярко-красного, фиолетового), которые на больших площадях – стенах, например, создают ощущение беспокойства, вызывают у детей нервозность.

Для полного раскрытия библиотечных фондов в открытом доступе оформляются развернутые выставки литературы, тематические стеллажи и подборки, внутриполочные выставки (5-7 кн.). Отраслевые периодические издания рекомендуется приближать к соответствующим разделам книг. В открытом доступе должна быть полно представлена отраслевая литература с систематически обновляющимся ассортиментом. Могут быть созданы уголки читателей различных возрастных и социальных групп.

Принципы отбора литературы:

  • научность, множество мнений, оперативность, новизна;
  • по целевому и видовому составу литературы (при недостатке площадей).

Существуют определённые требования к состоянию книг и размещению их на полках. В открытом доступе рекомендуется выставлять только опрятные, новые документы, не более 2-х экземпляров одного названия. На одной метрополке должно быть не более 40 книг. Книги на полках должны стоять свободно.Нежелательно ставить книги на нижние полки, так как они не попадают в зону зрительного комфорта читателей.

Тенденции развития открытого доступа

№ п/п Тенденция Суть Ведущий принцип
1. Антропоцентричность В центре внимания – человек, реальный и потенциальный пользователь. Организация фонда зависит от его потребностей и предпочтений. Доступ преобладает над владением,структура – над количеством.
2. Маркетинг Формирование, развитие и удовлетворение спроса на библиотечные услуги. Продвижение ресурсов.
3. Комфортность Позитивность и лёгкость использования – это плюсы, которые притягивают и побуждают обращаться снова. Удобство.
4. Полнота Абсолютно открытый и доступный фонд (в том числе и в виртуальном пространстве) Всем, всегда и везде.


Варианты интерьеров в детских библиотеках города Мурманска

Литература

1. Библиотечное дело: терминологический словарь / Российская государственная библиотека. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: РГБ, 1997. – 168 с.2.    

2. Добрынина Н. Е. Три революции в библиотечном деле / Н. И. Добрынина // Вестник БАЕ. – 2003. – № 3. – С. 46–49.3.    

3. Коротеева Р. «Звездочка» на абонементе: [расстановка стеллажей при открытом доступе к книжным фондам] / Р. Коротеева, Г. Винтовкина // Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 54–55.    

4. Коул Н. Хорошие библиотекари, плохие книги и всеядные читатели, или философия управления библиотечным фондом / Н. Коул, Б. Ашервуд // Библиотековедение. –1999. – № 3. – С. 158–159.    

5. Маслова Н. Его величество порядок: разделители для открытого доступа в детских и школьных библиотеках/ Маслова Н., Попова О., Сафонова И.  – Режим доступа: http://www.lib.1september.ru

6. Матлина С.Г. Особенности расстановки и оформления книжного фонда / С.Г. Матлина // Библиотека в школе. – 2005. - №18. – С. 10-13.

7. Матлина С. Г. Этот абсолютно свободный доступ / С. Г. Матлина // Библиополе. – 2006. – № 4. – С. 22–26.

8. Модельный стандарт деятельности публичных библиотек. – Новоуральск: ЦГБ, 2007. – 24 с.

9. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. –  СПб.: РНБ, 2001. – 204 с.

10.Сафиканова Н. М. Расширение открытого доступа к библиотечным фондам как способ привлечения новых читателей в библиотеку / Н.М. Сафиканова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - № 4. - С.38-45.

11.Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2007. – 496 с. – (Серия «Библиотека»).

12.Формирование и использование книжных фондов ЦБС: метод. рекомендации. – Л.:Б.и., 1989. – 236 с.

13.Шилов В. В. Учет и переоценка библиотечных фондов.Нормирование недостачи / В. В. Шилов // Библиотека и закон: справочник, документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день. – М., 2000. – Вып. 8. – С. 198–213.

Поиск по сайту










Нам пишет Э.Н.Успенский

Открыт официальный сайт ЦДБ города Мурманска

Победители викторин и конкурсов


Copyright MyCorp © 2024